Цикл коммуникативных заданий для уроков английского языка на разных ступенях обучения

Овчинникова С.В.

Как известно, коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. Научить иностранному языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированности навыков и умений в реальные условия. Но процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Коммуникативное обучение представляет собой учебный процесс, организованный на основе заданий коммуникативного характера, которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. 1. Коммуникативные игры

— имеют игровой сюжет и игровую задачу общения;

— правила игры;

— проводятся в форме соревнования между участниками или командами;

— предусматривают сотрудничество внутри команды;

— выявляют победителя соревнования.

2. Коммуникативные имитации

в основе лежит проблемная ситуация;

— характеризуются коммуникативной задачей общения;

— строятся на основе коммуникативных отношений;

— предварительно оговариваются условия общения;

— в процессе имитационных заданий происходит борьба за мнение; речевое взаимодействие между участниками или командами;

— результатом является решение проблемы.

3. Свободное общение

предлагается тема общения или обсуждаемый вопрос;

— свободный обмен мнениями;

— поддержание темы разговора;

— исчерпание темы общения.

При подготовке к урокам подбираются такие задания, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров, они выполняются в парах или малых группах; это задания организованного ролевого общения; когда учебная ситуация постепенно переходит в естественную коммуникацию. Организация различных учебных ситуаций предполагает активную совместную деятельность учащихся. В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия.

Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности: устном взаимодействии, к которым принято относить аудирование, чтение, говорение, и письменное взаимодействие, т. е. письмо.

Приведем примеры наиболее распространенных коммуникативных задач.

В класс пришел зарубежный сверстник. Спроси, как его зовут, где он живет, сколько ему лет, какая у него семья. Расскажи о себе, о других сверстниках. Опиши свою квартиру, дом, двор. Покажи фотографии и прокомментируй их.

— Ты в гостях у зарубежных сверстников, попроси показать квартиру, дом, фотоальбом. Предложи свою помощь в уборке квартиры, покупках. Скажи, что ты хочешь посетить, посмотреть.

— У тебя дома гости: предложи помыть руки, предложи чай, кофе, бутерброд и другую еду. Пригласи друга в театр или кино.

— У твоего друга день рожденья. Поздравь его, напиши поздравление, вручи подарок.

— Опиши достопримечательности своего города. Объясни дорогу. Попроси показать дорогу.

— Поприветствуй при встрече товарища, взрослого. Правильно обратись и поинтересуйся, как здоровье, как дела.

— Cоставь план действий на предстоящую неделю. Расскажи, что ты собираешься делать в течение следующих 7 дней (пойти в кино, сделать покупки, навестить больную бабушку, сделать уборку по дому и т. д.).

— Ты в магазине в Англии или Шотландии и хочешь что-то купить (одежду, обувь, сувениры). Поздоровайся с продавцом и попроси помощь в выборе товара: скажи свой размер, желаемый цвет т.д.

Приведенные выше коммуникативные задания можно применять на младшей и средней ступенях обучения. В ходе их решения учащиеся выполняют практические задачи, с которыми они могут встретиться в реальной жизни. Таким образом, иностранный язык выступает средством достижения поставленной цели. В рамках образовательной программы метод коммуникативных заданий наиболее целесообразно использовать на уроках актуализации лексико-грамматического материала. Данный метод особенно продуктивен при организации группового обучения, где весь лексико-грамматический материал используется в ситуативных диалогах и полилогах.

Приведу пример авторской методической разработки коммуникативной командной игры для учащихся старшей (средней) ступеней обучения.

Командная игра «GUINNESSQUIZ»

Возраст участников7-8 (9-10) классы
Количество команд
2-6 команд. По 6-7 игроков в каждой команде.
Количество организаторов1 ведущий. Жюри — 3 человека
Место проведения
В зале. Команды за столами (островками).
Время проведения
1,5-2 часа
Наличие презентацииДа. 4 презентации к каждому раунду игры
Цели проведения
-Тренировка и закрепление использования грамматических конструкций Present Simple, Past Simple, The Superlative Degree of Comparison of Adjectives. — Тренировка использования активной лексики. — Обогащение учащихся знаниями по географии, биологии, науке, искусству, музыке. — Воспитание командного духа. — Развитие внимания, быстроты мышления.
Доп. подготовка Реквизит

— Проектор и ноутбук для показа слайд-шоу. — Музыкальная аппаратура для музыкальных заставок и пауз. — Географическая карта мира. — Столы (по количеству команд). — Судейский протокол (по количеству членов жюри). — Часы или секундомер. — Слайд-шоу (вопрос и видеоответ) для 4 раундов игры.
Предварительная подготовка участниковТребуется. Участникам игры рекомендуется детально изучить Книгу рекордов Гиннеса (издания 2014-2016г.)
Аннотация к игре
Игра «GUINNESS QUIZ» состоит из 4 раундов (50 вопросов), содержащих информацию из различных областей знаний: географии, биологии, искусству, науки и экологии. Она способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации в изучении английского языка и высокому качеству усвоения изучаемого материала, обогащает учащихся новыми сведениями. Задания будут интересны как школьникам средней ступени обучения -7-8 классов, так и учащимся старших -9-10 классов (с необходимой долей адаптации вопросов для каждого возраста и уровня подготовки учащихся). Яркое слайд-шоу поможет ведущему сделать игру увлекательной. В приложенном описании рассказаны принципы проведения каждого раунда и даны правильные ответы.

Подготовительный этап игры «GUINNESSQUIZ».

  1. Создание и подготовка команд: название команд.
  2. Подготовка ведущего.

Ведущий знакомится с ходом игры и организует показ слайд-шоу для каждого раунда игры. Слайд-шоу состоит из вопроса и видеоответа.

  1. Оформление зала.

Название мероприятия.

  1. Техническое оснащение.

Подготовка проектора, ноутбука с презентациями, музыкальное оформление игры.

Ходигры «GUINNESS QUIZ»

Ведущий: Good afternoon dear friends! Today we’re going to have a Guinness Quiz. «The world is so full of a number of things, I’m sure we should be happy as kings»,- said a well-known English writer Robert Lewis Stevenson. And we can’t but agree with his words. I’m sure you know there’s an exciting Guinness Book of World Records where you can get information about the world’s tallest, shortest, largest, heaviest, quickest, rarest and greatest. The Guinness Book has been translated into 32 languages. And have you ever read this book? Now we’ll see. Let’s start.

(Игра состоит их 4 раундов по 12 — 13 вопросов в каждом. Для каждого раунда приготовлена презентация: видеовопрос и видеоответ)

I. Geography (На географической карте мира учащиеся должны показать объект).

1. What’s the longest river on our planet? (The Amazon – 6750km)

2. What’s the highest mountain in the world? (Mount Everest –8848m)

3. What’s the smallest continent? (Australia),

4. What’s the largest continent on Earth? (Asia)

5. Where’s the most salty water in the world? (the Dead Sea)

6. Name the driest place on Earth? (the Sahara Desert)

7. Name the hottest place in the world. (Ethiopia, the Red Sea port of Massawa, +30 C)

8. Name the hottest continent on Earth. (Africa).

9. What’s the coldest continent on earth? (Antarctica, -89 C)

10. What’s the largest country in the world? (Russia).

11. What’s the largest ocean in the world? (the Pacific Ocean).

12. What’s the smallest independent country in the world? (Vatican City)

II. Biology (Cлайдшоу «Биология»)

1. What’s the largest animal in the world? (the blue whale -26 tons).

2. What’s the fastest animal in the world? (the cheetah).

3. What’s the tallest tree in the world? (the sequoia)

4. Name the most dangerous fresh water fish. (piranha, South Africa)

5. Name the largest predator animal on the planet. (polar bear – 400-600 kg)

6. What’s the largest bird on earth? (ostrich, Africa).

7. What’s the tallest mammal on earth? (giraffe – 5,5 m. tall).

8. What’s the smallest mammal on earth? (bat – 1,7 kg).

9. Name the largest monkey. (gorilla, 163 kg).

10. Name the animal that lives the longest life. (the tortoise – 300-400 years)

11. Who lays the largest eggs? (sharks and ostriches).

12. What bird has the sharpest eyesight? (eagle).

13. What bird has the best vision at night? (owl).

III. ArtandScience (Слайд-шоу «Наука и Искусство»)

  1. Who was the most productive painter of all time? (Pablo Picasso, Spain)
  2. Name the most valuable painting of the world. (Mona Lisa by Leonardo da Vinci)
  3. What book is the bestseller of all times? (the Bible – 2,5 mlrd)
  4. Who’s the most productive detective writer? (Agatha Christie – 78 detectives)
  5. Who was the first on the Moon? (American astronaut Neil Armstrong, July1969)
  6. What’s the largest planet of the solar system? (Jupiter)
  7. Who invented the first aqualung? (Jacques Cousteau, France)
  8. Who was the first man into space? (Yuri Gagarin)
  9. Who’s the most popular actress of the world? (Julia Roberts)
  10. What country has the biggest film industry in the world? (India, Bollywood)
  11. Who invented the first printing press in Europe? (Johann Gutenberg, Germany)
  12. Who printed the first Russian book in 1564? (Ivan Fyodorov).

IV. Environment

  1. Name the dirtiest place in the world. (Delhi, India)
  2. Name the most important substance on the Earth. (oxygen)
  3. What country produces the most numerous wastes of carbon dioxide? (the USA)
  4. Where’s the largest hole of the ozone layer? (over Antarctic)
  5. Name the lightest gas. (hydrogen).
  6. What country is considered to be the nation of long-livers? (Japan, 75 years)
  7. What is the most well-known international environmental organization, started in 1960s in Canada? (Greenpeace)
  8. Where was the first atom bomb used? (Japan, Hiroshima and Nagasaki,1945)
  9. What country has a law which doesn’t allow most parents to have more than one child? (Сhina)
  10. The people of what continent suffers from malnutrition and poor health most of all? (Africa)
  11. What animal is depicted on the emblem of the World Wildlife Foundation. (panda)
  12. What damages the ozone layer most: acid rain, water pollution, burning the rainforests? (burning rainforest).
  13. Tropical forests are the lungs of our planet. Where are the world’s largest rainforests on Earth? (in South America)

Подведение итогов игры. Выступление жюри. Награждение победителей.

Подобного рода коммуникативные командные игры помогают учащимся приобрести беглость речи и чувствовать себя более уверенными при речевом высказывании. Коммуникативный метод также позволяет создавать атмосферу, в которой учащийся чувствует себя комфортно и свободно; позволяет развивать у него желание пользоваться иностранным языком, тем самым закладывая понимание реальности достижения успеха в сознание учащегося; стимулирует речевые, когнитивные и творческие способности участников учебного процесса.

Список литературы

  1. Гиннесс. Мировые рекорды 2016. – Москва. Издательство АСТ. – 256 c.
  2. Интернет-сайт www.guinnessworldrecords.com/bonus
  3. Интернет-сайт www.guinnessworldrecords.com/2016/ru/bonus
  4. Морозова А.Ф. Коммуникативный метод в преподавании английского языка в условиях ФГОС. http://ped-kopilka.ru/

5. Рощина И.Н. Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка по теме «Спорт в нашей жизни». http://festival.1september.ru/articles/210053/

Пролистать наверх